понедельник, 20 мая 2013 г.

Стихи о лоскутном одеяле..

Не смогла удержаться, чтобы поскорее не создать этот пост. Подтолкнули к этому комментарии  Олеси Медведковой к моему посту про одеяло " Бабушкины сказки". Такие замечательные стихи Олеся написала в комментариях! Сохранила их себе, а потом не удержалась и занялась поиском в интернете еще стихов о лоскутных одеялах....Их много! И когда читаешь их- явно понимаешь, что лоскутное шитье, это не просто творческое направление, хобби. увлечение, техника, нет, это целая философия!!!!!  Это особенное отношение к миру, к жизни, к судьбе, к прошлому....И это так здорово и так классно, чем мы занимаемся!!!! Эмоции переполняют, слова в линеечку выложить мне трудно, поэтому просто предлагаю прочесть эти стихи все самим почувствовать ....



ОДЕЯЛО

Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосилось…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.

Гелия Маура.




С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!

Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук,галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!

Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.

Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.

Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..

А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.

Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.

Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!

...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!

Мария Федоренкова

Зимою одиночество настало.
Чуть поразмыслив, ты берешься шить
Лоскутное цветное одеяло,
Боясь до смерти душу застудить.

Там, где конец, и прячется начало.
Под самым сердцем, где всегда теплей,
Хранятся лоскутки для одеяла –
Осколки счастья, нежности, страстей.

Обрывки встреч и необыкновенных взглядов
Сшивает прочно шелковая нить.
Сомненья чередуешь ты и радость,
Судьбы узор стараясь уловить.

Кто помнит, кто любил и любит снова –
Источник драгоценного тепла.
Ты пришиваешь письма, танцы, голос,
Что память по теченью принесла.

Ты шьешь, латая ловко все изъяны.
Как много нам судьбой припасено!
Как радости залечивают раны,
Цветной узор слагается в руно.

То, что твое, отнять не может время.
Судьбы улыбки – вечное тепло.
Как зайчик солнечный крадется среди тени,
В твой дом нежданно лето забрело.

  Наталия Иванова (но могу и ошибаться)


Я лоскутное шью одеяло 
Из озер, рек, травинок и тучек. 
Шью такое, каких не бывало, 
Чтобы мир стал нарядней и лучше. 
За стежком шью стежок кропотливо. 
Солнце – верный помощник мой светит. 
Я стараюсь, чтоб было не криво, 
И не смог разорвать его ветер. 
У природы расцветки, что надо, 
Много зелени и голубого. 
Есть вкрапленья цветущего сада 
И чего-то давно дорогого. 

Я лоскутное шью одеяло. 
Подмигнули мне с ткани цветочки. 
Я в единое ловко спаяла 
Слишком разные эти кусочки. 
Зинаида Маркина







Не суди свысока ты о прошлом
В нём  всей нынешней жизни исток
Хоть давно уже стали мы взрослыми,
Но так хочется детства глоток.
Всё что есть в нашей жизни хорошего,
От чего воскресает душа,
Вспоминаем из детского прошлого?
Что уходит от  нас не спеша…

…Вот кровать вся блестящая никелем,
Ей гордилась вся наша семья-
Постарались наши родители
В магазине купить для себя.
Одеялом лоскутным покрытое,
Да расшитый подзорник внизу-
То убранство давно уж забытое
Мне сейчас выжимает слезу.

Ведь на фоне крутой технологии,
Чем богат процветающий век,
Те цветные квадраты убогие
У иных вызывают лишь смех.
Но зато одеяло лоскутное-
Столько старых историй хранит,
Очень мягкое и очень уютное
К себе сказкою новой  манит.

Стоит мне лишь рукой прикоснуться
К тем нарядным квадратам цветным
Все истории сразу проснутся
И вернусь я к истокам родным.
Вот клочок – он от мамина платья,
В нём на праздник ходила она
А другой то халат бабы-Кати,
Там рубашка отцова видна.

В ней на пасху играл в балалайку
Веселя захмелевший народ;
Кто-то пел, ну а кто-то вприсядку
Топал в серой пыли у ворот.
Деда Сени  здесь косоворотка-
(Самокрутка случайно прожгла)
На руках меня внука-малютку
Он  на старых коленях держал.

Вот опять от передника мамы
Бирюзовый в цветочек лоскут
В нём она, возвратившись из храма
Пекла пышки, а я - тут как тут.
Вкус тех пышек люблю и поныне
Только где же теперь их возьмёшь?
Их в Макдональдсах нет и в помине.
На газу же их не испечёшь.

Вот уж счастье почти позабытое:
Если я вдруг во сне закричу,
Мать меня в одеяло лоскутное
Завернёт и я сразу молчу.
Вяжет вечером под абажуром
(К воскресенью успеть поскорей)
Шаль из пуха моя  мама-Шура,
Сказ* читает мне  папа Андрей.

Не суди свысока ты о прошлом
В нём  всей нынешней жизни исток
Хоть давно уже стали мы взрослыми,
Но так хочется детства глоток.



Немного прозы:

"Память – это наше тёплое лоскутное одеяло, в которое мы охотно заворачиваемся, обнимая руками уголок, в особенно промозглые, насквозь пропитанные одиночеством, дни. Она оберегает нас, сохраняя много хорошего, со временем притупляя боль, принесённую жизненными ситуациями.
   Наша память цепко держит запахи детства: бабушкиных плюшек, парного молока, новогодней ёлки, наряженной мандаринами, конфетами, игрушками; подъезда с кучей песка и разбросанного на улице карбида, подмосковных яблок и ворованной с поля кукурузы, цветущей медуницы и совершенно особого запаха кувшинок; реки, покрытой у берегов ажурной тиной…
   Мы любовно разглаживаем солнечно-жёлтые, небесно-голубые, беззащитно-розовые квадратики своего одеяла, они дают нам силу: не потерять веру, обрести надежду, сохранить любовь.
   Лоскутное одеяло – память не зря подарена человеческому сердцу, она не позволяет ему озлобиться, зачерстветь, помогает нам оставаться людьми."
Ольга Шаховская  Отрывок из повести  " Лоскутное одеяло"



И снова стихи:

Заплутала между снами.
Сердцу что-то зябко стало.
Режу память лоскутками
И сшиваю одеяло.

Первый лоскуток – из детства,
Пахнет молоком и мамой.
В нём - ребята по соседству,
С первой дружбой, - самой-самой.

Во втором – мечты о небе, -
Юность окрыляет сердце.
Не понять, где быль, где небыль…
Улететь бы, хлопнув дверцей!

Этот лоскут обжигает,
В нём любовь ткала узоры –
Краше в жизни не бывает, -
И остынет он не скоро.

Самый тёплый, самый нежный
Лоскут, как щека ребёнка,
Прикоснусь – и мир безбрежный
Подступает гранью тонкой.

Я согрелась…. Вот зарница
Тихим светом заиграла.
Мне ж, как в детстве, сладко спится
Под лоскутным одеялом.
Лидия Журавлёва (Doctor_Juravushka)


По кусочкам…
Из чего-то распоротого,
Из чего-то, видавшего виды,
Из чьего-то, хранящего молодость,
Жизнь чужую, чужие обиды,
Ощущая себя  бесприютною,
В этой комнате затворяюсь,
Шью-строчу одеяло лоскутное,
В лоскутки, как девчонка играю.

В лоскутки, в безнадегу, в осколочки…
И мозаикой разноцветной
Я раскладываю по полочкам
Своей жизни былые сюжеты.
Что-то красное, что- то белое,
Что-то черное и цветное…
Где-то грелась, а где-то бедствовала,
Что-то выбросила, что-то со мною.

И, сложив лоскутное прошлое,
Прострочу, как поставлю точки.
Получилось! Живет хорошее,
Что уснуло в этих кусочках…



Одеяло жизни моей стёганное -
Наизусть все помню лоскутки.
Ох, не раз я, этой жизнью стёгана,
Билась и «кусала локотки».

Тёмная и пёстрая материя -
Всё ты, жизнь, отмеряла сполна,
Но ты припасла мне (в это верю я)
Ещё вдоволь яркого сукна.

Шёлк, атлас да покрывала гладкие
Предлагали мне взамен не раз
Жизнь красивую, да всю притворно-сладкую,
Без тепла души, без блеска глаз.

Одеялко милое, лоскутное
Я не променяю никогда -
Знаю я, что если будет худо мне,
Ты меня согреешь в холода.
Елена Зябликова



Собрать бы жизни яркие кусочки
И сшить огромный пестрый парашют,
И им накрыться, в очень тихой точке
Где нет врагов, и где друзья живут.

Пришить судьбы красивые моменты
И завязать на счастье узелки,
Из жизни выбрать добрые фрагменты,
А грустные изрезать на клоки.

Наверное, вот так мечтает каждый,
Взглянув на пройденный по жизни путь,
Жалея, что нельзя однажды
Исправить что-то и назад вернуть.

Надежда Сытник


Оберег
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
                                   
И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С  любовью сшитый оберег.
Татьяна Ковальчук.


Ну и немного шутливое, не совсем про одеяло стихотворение Ларисы Рубальской.



В небе месяц полукругом
Посветил да сгинул прочь.
Что ж ты спишь, моя подруга?
Посмотри, какая ночь.

Жарких плеч ужель не ломит,
Разве губы не горят?
Ты одна в холодном доме,
Запираешь двери зря...

Под лоскутным одеялом,
Где рисунок голубой,
Может быть, теплей бы стало
В эту ночку нам с тобой.
Ты меня бы приласкала,
Я б тебя наперебой,
Под лоскутным одеялом,
Где рисунок голубой.

Я зову, в ответ ни звука,
Дверь не скрипнет отворясь.
Крепко спит моя подруга,
Власти ночи покорясь.

Лишь горошинка сережки
Закатилась под кровать.
И мечтаю я до дрожи
Это ушко целовать.






20 комментариев:

  1. Хорошие стихи! А я сегодня весь день думаю про ваше одеяло :) Никогда меня не привлекала лоскутная техника, а теперь твердо знаю - буду шить, спасибо вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олеся, очень рада, если благодаря мне случится ваше замечательное лоскутное одеяло!

      Удалить
  2. Здорово! Душевно, тепло...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))Особенно, если читать их, закутавшись в лоскутное одеяло)))

      Удалить
  3. Красиво! И стихи и картинки, здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Машенька! Рад, что тебе понравилось.

      Удалить
  4. Злата! Спасибо за этот пост. Особенно для меня ценен отрывок из повести "Лоскутное одеяло" и картинка к нему. Всё как про мою бабушку, а ей уже 85 годков. У моей бабушки, тоже есть швейная машинка "Singer". Ей уже больше ста лет. Я так любила слушать этот стук машинки и педали. Вот скоро поеду к ней и ещё раз полюбуюсь ёё работой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. КАк здорово,что есть еще у Вас бабушка, а я свою похоронила 5 лет назад и так мне ее не хватает сейчас!НО есть еще дедушка, ему 92 будет скоро. Обнимите и за меня свою бабушку))))

      Удалить
    2. Спасибо,Злата, я обниму бабушку за вас, покажу ей ваши работы. Она самоучка по шитью. Однажды мне рассказала такую историю. Поехала в город, купила фабричный бюстгалтер, распорола его и сделала выкройку, а потом всем своим односельчанам шила. Вот так жилось этому поколению. Перед ними поклоняешься.

      Удалить
    3. Да, уж они то умеют ценить жизнь, людей и счастливые моменты. Спасибо, Ирина.

      Удалить
  5. Большое спасибо за подборку прекрасных стихов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ПОжалуйста, пусть согревают душу и дарят вдохновение!

      Удалить
  6. Спасибо за подборочку! С удовольствием читала-смотрела!!!!

    ОтветитьУдалить
  7. а я уже несколько раз захожу, читаю порционно (иначе не получается).
    Столько удовольствия, эмоций... Другими глазами посмотрела на лоскутную технику.
    Это целая жизнь.. мировосприятие...
    Спасибо, Злата!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, да, полностью согласна, что лоскутная техника очень содержательна, многогранна- и в ней есть место и искусству и памяти. Я тоже иногда захожу и перечитываю по одному стихотворению- так они воспринимаются лучше)))) Спасибо ВАм, что заходите в гости!

      Удалить
  8. Ой, спасибо! Чудесная подборка!!!

    ОтветитьУдалить